«Разъяснение законодательства о мерах, необходимых для предупреждения хищения денежных средств с банковских карт»

ришло СМС, что с карты списали деньги, но вы ничего не покупали, переводы не делали и наличные не снимали. Вероятно, ваша карта или ее данные попали к мошенникам.

Что делать и можно ли вернуть похищенное? Если коротко, то нужно: немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Сделать все это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали. Если вы соблюдали правила использования карты, в частности не хранили ПИН-код вместе с картой и никому не сообщали ее данные, то велик шанс вернуть украденные деньги.

Для предотвращения противоправных действий по снятию денежных средств с банковского счета необходимо помнить основные правила.

  1. Сотрудники банка никогда по телефону или в электронном письме не запрашивают: персональные данные (серия и номер паспорта, имя и фамилия владельца карты), реквизиты и срок действия карты, пароли или коды из СМС-сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены, логин, ПИН-код и CVV-код банковских карт.
  2. Сотрудники банка также не предлагают: установить программы удаленного доступа на мобильное устройство и разрешить подключение к ним под предлогом технической поддержки; перейти по ссылке из СМС-сообщения; включить переадресацию на телефоне клиента для совершения в дальнейшем звонка от его имени в банк; под из руководства перевести для сохранности денежные средства на «защищенный счет».

Банк может инициировать общение с клиентом только для консультаций по продуктам и услугам кредитно-финансового учреждения. При этом звонки совершаются с номеров, указанных на оборотной стороне карты, на сайте банка или в оригинальных банковских документах. Иные номера не имеют никакого отношения к банку.

При использовании банкоматов отдавайте предпочтение тем, которые установлены в защищенных местах. Совершая операции, не прислушивайтесь к советам незнакомых людей и не принимайте их помощь.

В случае смены номера мобильного телефона или его утери свяжитесь с банком для отключения и блокировки доступа к СМС-банку и заблокируйте сим-карту, обратившись к сотовому оператору.

Следует помнить, что каждая секунда, прошедшая с момента хищения денег с банковской карты, снижает вероятность их возврата, а преступления лучше всего раскрываются по горячим следам.

Рекомендуется в таких случаях действовать в следующей последовательности:

- незамедлительно сообщить о хищении по телефону в банк, например, по «горячей линии»,  потребовать заблокировать карту и потребовать отозвать перевод, который провели без его ведома (оставшиеся на карточном счете денежные средства можно получить в отделении банка даже при заблокированной карте) либо заблокировать карту в личном кабинете самостоятельно. Там нужно запросить детализацию расчетного счёта. В ней будет видно, в какой банк мошенники перевели средства. Следует подать туда заявление о приостановке платежа и возврате денег.

- в тот же день пострадавший должен сообщить в МВД о хищении. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие факт вывода денег: выписку со счёта, справку из кредитной организации и т. д.

- затем в банк письменное заявление о том же в двух экземплярах (документ следует доставить в банк в тот же день); не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о списании денег, прибыть в отделение банка и подать письменное уведомление о хищении и о блокировке карточного счета.

В случае получения отказа от сотрудников полиции или банка в приеме вашего заявления о хищении необходимо обратиться в прокуратуру по месту вашего жительства или совершения преступления.