О результатах мониторинга в связи с осуществлением ракетно-космической деятельности за истекший период 2020 года

Получение адекватной оценки влияния ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения крайне важно для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для обоснования управленческих решений, информирования гражданского общества, органов власти всех уровней об уровнях рисков для здоровья. Фактически, разъяснительной работой, участием в работах, связанных с пусками ракет-носителей типа «Протон», занимается только Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай.

За 9 месяцев текущего года с космодрома «Байконур» были осуществлены 6 запусков, из них 5 пусков ракеты-носителя (РН) «Союз-2», 1 - РН «Протон-М», работающего на токсичном несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» в текущем году продолжается ведение эколого-гигиенический мониторинга с целью определения влияния ракетнокосмической деятельности при запуске ракет-носителей с космодрома «Байконур» на окружающую среду и состояние здоровья населения.

В рамках мониторинга в марте текущего года на базе аккредитованного испытательного лабораторного центра (ИЛЦ) проведены исследования качества питьевой воды из подземных источников централизованного, нецентрализованного водоснабжения в населенных пунктах республики, расположенных вблизи районов падения отделяющихся частей ракет-носителей (ОЧ РН). Всего отобрано и исследовано 18 проб воды из подземных водоисточников, во всех пробах содержание определяемых веществ не превышает гигиенические нормативы. В соответствии с планом лабораторного контроля качества объектов окружающей среды на территориях, входящих в районы падения отработанных ступеней РН, за 9 месяцев текущего года на территории населенных пунктов специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» отобрано

и исследовано на показатели химической безопасности 65 проб воды из поверхностных водоемов, 62 пробы почвы; 127 проб дикоросов, зелени и овощей с приусадебных участков на содержание солей тяжелых металлов и радиологические исследования. Во всех пробах содержание определяемых веществ не превышает установленные гигиенические нормативы.

Запуск ракеты-носителя «Протон-М» сопровождался отбором проб объектов окружающей среды на наличие НДМГ, в текущем году исследовано 13 проб воды поверхностных водоемов, 30 проб почвы, отобранных в населенных пунктах, расположенных вблизи РП ОЧ РН, а также непосредственно в РП№ 327. В исследованных пробах определяемые вещества на уровне концентраций ниже порога обнаружения, что свидетельствует об отсутствии загрязнения объектов окружающей среды.

В рамках проведения работ по установлению возможного негативного воздействия несимметричного диметилгидразина, продуктов его распада на здоровье населения, проживающего вблизи районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, окружающую среду Республики Алтай в июле, августе текущего года - перед и после запуска РН «Протон-М», проведены отбор и отправка в ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора г.Пермь 41 пробы крови жителей сел Балыкча, Каспа, Верх-Апшуяхта). С целью определения общего химического состава, N-нитрозоаминов в объектах окружающей среды отобраны и направлены на исследование в ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора г. Пермь пробы воды поверхностных водоемов.

3-4 августа в связи с обращениями глав Каспинского, Верх-Апшуяхтинского сельских поселений по поводу обнаружения на их территории фрагментов отработанных частей ракет-носителей, организован выезд рабочей группы, состоящей из представителей АО «ЦЭНКИ», АО «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай», ФГБУН «ИВЭП СО РАН». В ходе поездки обнаружены 3 фрагмента ОЧРН «Протон-М», проведены работы по их эвакуации. С целью проведения исследований на содержание НДМГ, других загрязняющих веществ осуществлен отбор проб почвы непосредственно под обломками и вблизи от них.

2-4 октября сотрудники ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» совместно со специалистами АО «ЦЭНКИ» (г.Москва), ФГБУН «ИВЭП СО РАН» (г.Барнаул) приняли участие в работах по эвакуации фрагментов отделяющихся частей ракет-носителей «Протон» с территории Чемальского района. Авиационное обеспечение работ осуществлялось АСЦ «Сиб НИА-Тест» (г.Новосибирск), АУ РА «Авиалесохрана». За границами района падения частей ракет-носителей №327 обнаружены 4 бака окислителя ракеты-носителя «Протон». Вес каждого бака в среднем составляет 2 тонны

Обнаруженные баки вертолетом вывезены на подготовленную площадку, где проведена их идентификация, распилка на более мелкие части для дальнейшей эвакуации и переработки.

Работы организованы государственной корпорацией «Роскосмос» в рамках выполнения своих обязательств по договору, подписанному с Правительством республики в 2000 году, и снижению антропогенной нагрузки от космической деятельности.

В местах обнаружения фрагментов сотрудники Роспотребнадзора отобрали пробы воды и почвы с целью определения НДМГ, других загрязняющих  химических веществ, провели замеры радиационного фона. Отклонений от установленных гигиенических норм не выявлено. Замеры радиационного фона не превышают допустимые гигиенические нормативы.

В текущем году продолжено взаимодействие с научно-исследовательским институтом терапии и профилактической медицины - филиал ФГБНУ "Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук", за 9 месяцев текущего года углубленное клинико-лабораторное обследование и лечение в клинике Института прошли 40 жителей Республики Алтай.